Сколько стоит Форбс?
Как думаете, за сколько можно купить журнал Forbes? Да тот самый, который составляет списки триллиардеров, пишет про бизнес и всё такое.
Ну какие цифры приходят на ум? Запомните или даже запишите свой ответ.
А теперь внимание: в 2018 году 100% акций этого журнала были проданы за ... 500 000 RUB (Карл!)! Да, серьёзно, издание про кучи денег продали за цену Лады Гранты 2016 года 😅
К чему всё это: Арбитражный суд Москвы признал недействительной сделку по продаже в 2018 году российской версии Forbes.
Сегодня утром в профиле журнала увидел преисполненное скорби сообщение редакции, шо они считают решение суда ошибочным, мол новый собственник технично вывел компанию в прибыль, раскидал долги и т.п.
Как представилась свободная минута, решил почитать определение суда и посмотреть как в целом финансовое самочувствие журнала, который зарабатывает на подсчёте чужих денег, и разобраться, как же так снова кровавый режим явил миру чудовищный акт несправедливости! 😉
Итак, российское подразделение Forbes является СМИ и оформлено на фирму АО «АС РУС МЕДИА».
АО означает, шо уставный капитал фирмы разделён на акции. Так вот 100% акций АО «АС РУС МЕДИА» принадлежало до августа 2018 года компании ООО «ФАФ МЕДИА». Простыми словами, ООО «ФАФ МЕДИА» владело журналом Forbes.
ООО «ФАФ МЕДИА» в мае 2021 года признано банкротом и по нему ведётся конкурсное производство.
В рамках банкротных процедур конкурсный управляющий узнал, что между ООО «ФАФ МЕДИА» и Мусаевым М.Х. (венчурный предприниматель) в 2018 году заключён договор купли-продажи.
По этому договору ООО «ФАФ МЕДИА» продало Мусаеву М.Х. 100 % акций АО «АС РУС МЕДИА», т.е. Мусаев М.Х. в 2018 году стал новым владельцем журнала Forbes. Цена договора составила 500 000 RUB (это всё из определения суда беру).
Существенный момент: номинальная стоимость акций составляла на момент продажи 68 946 400 RUB(🤑). То есть акции продали по цене в 138 раз ниже их номинальной стоимости.
Разумеется, номинальная стоимость акций может существенно отличаться от рыночной стоимости. Скорее всего в определение суда не попали и в самом договоре купли-продажи отсутствуют сведения о договорённостях предыдущего владельца журнала с покупателем.
Уверен, что действительно Мусаев М.Х. принял массу эффективных мер, чтобы разобраться с долгами издания, в т.ч. из своих личных средств, и увеличить прибыль компании на порядки (в 2021 году чистая прибыль составила 17,9 млн RUB, для сравнения с 2013 года по 2020 год журнал работал в жёсткий минус: от - 45 млн RUB до -367 млн RUB в разные годы).
Но 500 тыщ за 100% акций крупнейшего бизнес-СМИ страны? Ю факинг киддинг ми?)))
Прекрасно понимаю для чего это всё делалось, но вспоминается фраза из одного фильма: Играя на таком уровне, даже покойник не имеет права умереть.
Редакция в своём пресс-релизе говорит: много вопросов к проведению судебного процесса, суд не учёл всякие обстоятельства и т.п. Но тут скорее вопросы к тем, кто оформлял и сопровождал сделку. Как можно было не просчитать такие риски?
Также редакция заявила о своих планах подать апелляцию. Наивно надеются, мол вышестоящий суд лучше разберётся, хотя тут разобраться можно за 15 минут и в целом всё более-менее понятно.
Сделка обладала всеми признаками аффилированности и заинтересованности.
Вот пара фраз из определения суда, которые многое проясняют:
- "... единственным учредителем должника является Федотов
А.Ф., у которого на протяжении длительного времени сложились лично–доверительные отношения с Мусаевым М.Х.";
- "... оспариваемая сделка совершена с целью вывода активов (без
потери контроля над ними) и уменьшения конкурсной массы, за счет которой возможно погашение требований кредиторов, должник произвел формальное отчуждение имущества – ценные бумаги – в пользу аффилированного с ним лица, т.е. де-юре произведена смена собственника, де-факто имущество осталось во владении и пользовании должника".
Запись о принятом решении доступна на Федресурсе.
На мой взгляд, признание этой сделки недействительной в рамках процедуры банкротства абсолютно укладывается в сложившуюся практику по такой категории дел.
Представьте, вам должна какая-то компания денег, а денег у неё нет. Тут вы узнаёте, шо эта компания несколько лет назад продала активов на 60 млн. RUB за 0.5 млн. RUB, как бы вы себя чувствовали и как повели? Ну вопросики бы возникли точно 😉
На месте консультантов нынешнего собственника Форбс, я бы в срочном порядке начал прорабатывать следующий вопрос: если это определение устоит, сможет ли конкурсный управляющий предъявить иск о взыскании неосновательного обогащения (дивидендов от акций, полученных с 2019 года по 2022 год).
P.S.: ссылки на дело и другие материалы в ТГ boev_law.